Аутоиммунный тиреоидит (Плохов В.Н.)

В зависимости от характерных особенностей заболевания, различают несколько форм болезни:

Гипертрофическая. Щитовидная железа увеличена, диффузно-уплотненная, УЗИ показывает множественные узлы. Проявляются симптомы гипотиреоза, гипертиреоза (на начальной стадии). Также встречаются и варианты с эутиреозом (нормальным уровнем гормонов).

Атрофическая. УЗИ показывает уменьшение размеров щитовидки, состояние всегда сопровождается гипотиреозом. Чаще страдают люди преклонного возраста или лица с радиоактивным поражением. Наиболее тяжёлая и опасная форма болезни, которая требует незамедлительного лечения.

Хроническая (Лимфоматозный тиреоидит). Чаще всего эта форма тиреоидита встречается в комплексе с прочими аутоиммунными заболеваниями и является наследственной. Сопровождается активной инфильтрацией лимфоцитов в ткани щитовидной железы и выработкой антител, разрушающих тиреоциты. Отмечаются симптомы гипотиреоза.

Послеродовая. Частота встречаемости 5 – 6%. В период беременности организм включает механизмы, подавляющие иммунную функцию. После родов возникает резкая активация иммунитета, что и может спровоцировать развитие аутоиммунного процесса в тканях. Обычно на 14-ой неделе после родов нарушается гормональный фон, появляются признаки тиреотоксикоза: учащённые сокращения сердца, непереносимость высоких температур, отёчность, общая слабость, тремор конечностей, снижение веса, постоянные перепады настроения, перебои менструального цикла. Гипотиреоз развивается только на 19-ой неделе после родов. Очень часто состояние сопутствует послеродовой депрессии.

Латентная. Течение болезни не связано с беременностью, но симптомы схожи с послеродовой формой. УЗИ не показывает изменений структуры. Выраженного тиреотоксикоза и гипотиреоза не наблюдается.

Цитокин-индуцированная. Тиреоидит развивается как побочный эффект при длительном лечении интерферонами. При этом выраженного гипотиреоза не наблюдается.

Размеры щитовидной железы в начальной стадии могут быть увеличены или нормальные, а в поздней уменьшены. С течением болезни меняется структура щитовидной железы, становясь неоднородной за счет появления узелков пониженной плотности и фиброзных изменений. Длительное время функция щитовидной железы может оставаться нормальной, однако в случае прогрессирования из-за разрушения клеток щитовидной железы снижается продукция тиреоидных гормонов. В этом случае наступает гипотиреоидная стадия болезни, которая иногда остается стойкой. Это приводит к утомляемости, слабости, снижении работоспособности, а в ряде случаев сочетается с депрессией. У женщин, планирующих беременность, недостаточная продукция тиреоидных гормонов может привести к проблемам, связанным с зачатием и вынашиванием плода. Вот почему важно своевременно диагностировать АИТ на основании данных ультразвукового исследования и лабораторных показателей. В общем анализе крови определяется увеличение количества лимфоцитов, при исследовании гормонов возможно повышение ТТГ, характерно наличие антител к ТПО и тиреоидным гормонам. Биопсия щитовидной железы выявляет большое количество лимфоцитов и другие клетки, характерные для АИТ.

Запись на консультацию ☎️

17.06.2017