Диффузная мастопатия: лечить или наблюдать? (Плохов В.Н.)

Определяющая причина развития мастопатии - нейро-гуморальный фактор. Приставка "нейро" означает, что пусковые механизмы болезни могут сработать при изменениях в нервной системе  (стресс, депрессия, невроз). Слова "гуморальный фактор" указывают на внутреннюю среду организма, состояние которой определяется действием биологически активных веществ, например, гормонов.

Для того чтобы понять, что такое мастопатия, нужно представлять себе  функциональное устройство молочной железы.

Менструальный цикл регулируется двумя типами репродуктивных (стероидных) гормонов, вырабатываемых яичником: с первого дня до середины цикла вырабатываются гормоны, называемые эстрогенами, а с середины цикла, когда происходит овуляция - гестагены (прогестерон), уровень которых в организме достигает максимума перед менструацией. Кроме того, на молочную железу постоянно воздействуют гормоны надпочечников, щитовидной железы и гипофиза, которые находятся под контролем коры головного мозга.

Таким образом, в норме под действием гормонов в молочной железе совершаются ежемесячные циклические изменения в виде нагрубания перед менструацией и инволюции (обратного развития) нагрубания в постменструальный период.

Если же под воздействием каких-то неблагоприятных факторов гормональный баланс нарушается, выработка недостаточного или, напротив, чрезмерного количества гормонов провоцирует избыточное разрастание протоков, соединительной (фиброзной) и железистой тканей груди. При этом уплотнения в молочной железе, характерные для предменструального периода, сохраняются и после менструации. Часть исследователей связывает эти изменения  с избытком в организме женщины эстрогенов, уровень которых при неблагоприятных условиях не понижается почти до нуля к концу цикла, а остается повышенным. Причиной заболевания может быть также избыток выработки гипофизом гормона пролактина, который стимулирует развитие молочных желез, образование молока и формирует материнский инстинкт.

Роль пролактина особенно важна во время беременности, когда молочная железа готовится к лактогенезу. В этот период происходит физиологическая пролиферация (разрастание) тканей железы. Пролактин обеспечивает синтез протеинов, углеводов и липидов молока.

После окончания лактации выработка пролактина снижается до базового уровня. Сохранение высокого уровня этого гормона вне беременности и лактации может явиться причиной развития мастопатии. Часто имеет место не постоянное, а так называемое латентное, скрытое повышение уровня пролактина, которое происходит обычно в ночное время или кратковременно, в связи с чем может не фиксироваться при стандартном гормональном обследовании. Такие нерегулярные всплески секреции гормона часто вызывают в молочных железах нагрубание, отек, болезненность, особенно во вторую фазу менструального цикла или непосредственно перед менструацией, а также вегетативные расстройства, мигренеподобные головные боли, отеки конечностей, боли в животе, метеоризм. Этот комплекс обозначают как предменструальный синдром. С началом менструального кровотечения все эти симптомы обычно исчезают.

Повышенная секреция пролактина является хроническим стимулятором молочных желез, фактором, обусловливающим болезненные проявления мастопатии.

Одна из отличительных особенностей молочной железы состоит в том, что ее нормальное строение характеризуется большой вариабельностью в зависимости от возраста, состояния репродуктивной системы и периода менструального цикла. В этой связи даже врачам порой сложно отличить физиологические изменения ткани от патологических, а также определить тип патологии.

Мастопатия многолика. Фактически, можно говорить скорее о группе заболеваний - дисгормональных дисплазий молочной железы - имеющих сложную клиническую и гистологическую картину и объединенных общим термином "мастопатия".

На сегодняшний день существует большое число классификаций дисгормональных дисплазий, каждая из которых более или менее полно отражает прогрессивные и регрессивные изменения. Если по поводу классификаций узловых образований значительных разногласий у специалистов не возникает, то в отношении диффузных форм имеются определенные сложности, не позволяющие ввести довольно широкий спектр изменений в жесткие классификационные рамки.

В последние годы все большее распространение получает клинико-рентгенологическая классификация, которая подразделяет диффузную форму мастопатии на четыре следующих подвида:

• диффузная мастопатия с преобладанием кистозного компонента;
  • диффузная мастопатия с преобладанием фиброзного компонента;
  • смешанная форма диффузной мастопатии;
  • склерозирующий аденоз.

Критерием определения подвида является соотношение соединительнотканного, железистого компонентов и жировой ткани.

При диффузной форме мастопатии в молочных железах появляются множественные мелкие кисты (кистозная мастопатия) или разрастания соединительной ткани (фиброзная мастопатия). В большинстве случаев отмечается сочетание указанных изменений (фиброзно-кистозная мастопатия).

Какова же тактика при диффузной мастопатии? Прежде всего надо знать, что установлена связь частоты возникновения рака молочной железы (РМЖ) и диффузной мастопатии. В 3 раза увеличивается частота РМЖ при диффузной мастопатии и в 30 раз при узловой мастопатии. Повышенная плотность ткани молочной железы относится к факторам риска как доброкачественных опухолей так и РМЖ. Если же диффузная мастопатия сопровождается клиническими симптомами, например, болью в молочной железе, то без лечения через 3 года вероятность возникновения опухоли становится высокой. В арсенале врача маммолога достаточное количество лекарственных препаратов, рекомендаций для лечения диффузной мастопатии.

Запись на консультацию ☎️

23.06.2017